Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

Дети и книги: почему важно читать книги?

25.11.2022

Кто из родителей не мечтает о том, чтобы их дети росли умными, развитыми, читали книжки. Но многие из них сами не имеют такой привычки, а потом удивляются, почему их дети не любят читать, и начинают думать, как приучить ребенка к чтению.

Когда-то Россия была самой читаемой страной в мире. Сейчас она сдает свои позиции. В современном обществе люди читают все меньше и меньше. И если старшее поколение не видит своей жизни без книг, то большинство молодежи не читает вообще. Интернет вытесняет книги из их жизни. Все больше и больше молодых людей искренне не понимают, зачем нужно читать. А ведь еще в 18 веке французский писатель и философ Денни Дидро писал: “Люди перестают мыслить, кода перестают читать”. Книги формируют мировоззрение, заставляют думать и анализировать. На страницах книг можно найти ответы на вопросы, которые волнуют человека. Книга воспитывает, дает возможность пережить такие события, о которых человек даже не задумывался, помогает решить проблемы. “Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела”. (Джозеф Аддисон.)

Чтение с детьми с первых лет жизни. Некоторые психологи рекомендуют читать ребенку произведения еще с рождения, некоторые считают, что стоит только с 4-6 месячного возраста. В конечном итоге, все сводится к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Однако никогда не станут лишними несколько строк интересного текста, прочитанные с интонацией. Нужно ли читать книги вслух. Еще не понимая значения слов, малыш получает удовольствие уже только услышав мамин голос. А с возрастом, ребенок просто привыкает к чтению, сначала с иллюстрациями, а в последствиии обычных текстов, уже понимая поучительную суть. Чтение много книг вслух способствует также правильному произношению.

Как подобрать литературу в зависимости от возраста малыша

0 – 6 месяцев — это время, когда у ребенка формируется и укрепляется тесная привязанность к маме.

Кроха пока еще не способен реагировать на книги, но для него очень важно слышать голос самого близкого человека на свете, учиться различать его эмоциональную окраску в зависимости от ситуации или выражения маминого лица.

Книги пока не являются важной частью воспитательного процесса, но подготавливают малыша к ежедневному ритуалу чтения перед сном или в процессе игры.

Чтение вслух укрепляет психоэмоциональную связь мамы с ребенком, позволяя им ежедневно проводить несколько минут наедине друг с другом, отвлекшись от привычной суеты.

В этот период маме важно научиться своей интонацией и мимикой придавать эмоциональную окраску тому, что она читает, чтобы заинтересовать ребенка и научить его различать эмоции окружающих людей.

С 4 месяцев у ребенка начинают активно развиваться артикуляционные навыки и слуховое внимание. Теперь чтение не только укрепляет эмоциональную связь с мамой, но и способствует формированию важных умений.

6 – 12 месяцев В этот период наступает важный этап развития мелкой моторики, о чем мы подробно рассказываем здесь.

Малышу обязательно понравятся шуршащие, пищащие, гремящие книжки с яркими большими картинками, которые в первую очередь можно попробовать на вкус и потрогать. Чем больше внимания вы уделите развитию мелкой моторики в этом возрасте, тем быстрее и лучше ребенок заговорит. Сейчас идеально подойдут стихи и потешки с элементами пальчиковой гимнастики, например такие знакомые всем с детства, как «Сорока-ворона кашу варила…».

Очень важно «включать» ребенка в процесс чтения, чтобы он был не пассивным наблюдателем, а активным его участником. Можно попросить малыша изобразить кого-то или что-то на картинке, например как Зайка испугался Волка, показать руками, какой большой мяч уронила в речку девочка Таня. Чем сильнее ребенок будет вовлечен в процесс чтения, тем быстрее он научится взаимодействовать со взрослыми, распознавать мамины эмоции и делиться своими.

Также этот период ознаменован повышением двигательной активности ребенка. Малыш начинает ползать, садиться самостоятельно и, возможно, даже ходить. В это время маленького исследователя очень трудно удержать на месте дольше нескольких секунд, поэтому длительное и вдумчивое чтение лучше оставить на потом.

Сейчас лучшими друзьями малыша станут книги с толстыми картонными страницами, которые невозможно порвать или съесть, а также безопасные тряпичные книжки с игровыми элементами.

1 – 2 года Сейчас у детей развивается наглядно-образное мышление: ребенок начинает понимать связь между текстом и картинками.

1.Начинать формирование наглядно-образного мышления можно с самых простых книжек с изображениями животных и минимумом текста. Вот пример построения процесса чтения для самых маленьких: «Кто это на картинке? Это корова. Корова говорит „мууу“. Корова любит, есть травку. А еще корова дает молоко».

2. Ближе к 1,5 годам содержание книжек должно усложняться. Можно начинать знакомить малыша с русскими народными сказками, содержащими много повторов: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди» и др., — так ребенок лучше усвоит новую информацию, а также легче запомнит содержание сказки.

3. Очень важно, выбирая книги для самых маленьких читателей, обращать внимание на иллюстрации. Они должны быть: яркими, чтобы привлечь внимание ребенка; крупными, чтобы заинтересовать;

4 понятными (реалистичными), чтобы дать малышу представление об окружающем его мире. Если вы будете читать ребенку часто и с выражением, то скоро заметите, что он и сам с удовольствием перебирает книжки руками, разглядывает картинки и даже что-то говорит, бегая глазами по страницам с текстом, как будто читает, — так малыш пытается копировать вас. Дети в этом возрасте любят повторять то, что видят вокруг себя. Поэтому, если вы будете часто читать ребенку вслух, это поможет сформировать у него любовь и привычку к чтению, которые сохранятся надолго.

2 – 3 года В этом возрасте дети начинают хорошо говорить и задавать много вопросов.

Чтение книги теперь может прерываться бесконечными «почему?», и это очень хорошо, ведь так ребенок познает мир. Это время как нельзя лучше подойдет для сказок Корнея Чуковского, ярко иллюстрированных произведений Владимира Сутеева, стихов Сергея Михалкова, Самуила Маршака и Бориса Заходера.

Ребенок уже может сосредоточиться на одном деле в течение 15 минут, а значит, пришло время для коротких русских народных сказок. В возрасте 2 лет развивается мышление и происходит процесс формирования активного словаря, которым малыш уже начинает пользоваться. Чтение вслух теперь становится одним из важнейших инструментов интеллектуального развития ребенка.

В этом возрасте уже появляется и закрепляется привычка к чтению, которая в дальнейшем может перерасти в серьезное увлечение книгами.

Книги для детей до 3 лет

1. Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ребенка: как едим, как одеваемся, как умываемся), русский фольклор и фольклор других народов мира.

2. Русские народные сказки о животных (Колобок, Теремок, Репка, Курочка ряба, Заюшкина избушка)

3. Сутеев В. «Сказки и картинки»

4. Чуковский К. Сказки и стихи

5. Маршак С. Стихи, песни, загадки.

6. Барто А. циклы стихов «Игрушки», «Младший брат», «Настенька», «Вовка – добрая душа».

7. Чарушин Е. «Кошка», «Курочка», «Как Томка научился плавать».

8. Мориц Ю. «Стихи».

9. Пушкин А. «Сказки», отрывки или целиком.

10.Стихи русских поэтов (В. Жуковский, А. Фет, В. Плещеев, Е. Баратынский, Ф. Тютчев и другие) о природе.

11.Токмакова И. «Карусель».

12.Ушинский К. «Сказки».

13.Толстой Л. Басни и рассказы из «Азбуки».

14.Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

15.Александрова З. «Мой Мишка», «Топотушки»

16.Остер Г. Цикл о Котенке по имени Гав.

17.Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. (Здесь главное найти издание с качественными картинками, так как текста там немного совсем, основное внимание нужно уделить интонации, красоте и мелодике традиционной русской речи, изображению сельского быта).

18.Ушинский К. Рассказы о животных, о детях

19.Благинина Е. Стихи о природе, о маме, о том, как детки маме помогают.

20.Хармс Д. «Стихи».

3 – 4 года

Начиная с трехлетнего возраста дети уже способны концентрироваться на одном занятии до получаса. Значит, самое время переходить к более серьезным литературным произведениям. Можно читать вслух сказки Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм.

Теперь у ребенка в голове уже существует четкая связь между текстом и иллюстрациями, он способен подолгу разглядывать картинки в книгах, параллельно слушая, как мама читает вслух.

В это время надо пробовать обсуждать с ребенком прочитанное, вместе рассматривать иллюстрации, обращая внимание на мельчайшие детали. Это поможет развить внимательность и усидчивость у малыша, что очень пригодится в дальнейшем процессе обучения.

Кроме эстетического наслаждения, иллюстрации важны также и тем, что они способствуют развитию фантазии у маленьких читателей. Разглядывая яркие картинки, можно попробовать придумать вместе с ребенком продолжение только что прочитанной истории или даже свою, совершенно новую сказку.

Также можно предложить малышу нарисовать иллюстрации к прочитанной книге. Это поможет развитию его творческих талантов.

В 3 года ребенок уже знакомится с такими понятиями, как график и дисциплина, поэтому важно сделать чтение вслух регулярным занятием. Нужно выбрать удобное для всех время, к примеру перед сном, когда мама будет читать вслух, и стараться не нарушать этот ритуал.

Совсем маленьким крохам книгу подобрать намного проще. Это могут быть простые стишки, потешки, песенки. Можно приобрести любое печатное издание с простыми, добрыми, яркими и большими картинками. Листая страницы, нужно только рассказывать, кто или что изображено.

С детьми постарше уже немного сложнее. Необходимо выбрать такую книгу, которая заинтересует вашего малыша. А если эта книга произвела впечатление на ребёнка, то, возможно, он будет просить вас перечитывать ее снова и снова. Также важно учитывать и пол ребёнка. Девочки могут интересоваться одной тематикой, а мальчики — другой. Вспомните, какие книжки читали вам. Возможно, вашему крохе понравится тоже самое.

Книги для детей от 3 до 5 лет

Русская литература

1. Аким Яков Стихи для детей

2. Благинина Е. Стихи для детей

3. Барто А. Стихи и циклы стихов, например, «Вовка добрая душа»

4. Берестов В. Любые произведения для детей

5. Драгунский В. «Денискины рассказы (выборочно, потому что в некоторых из них Дениска – дошкольник, а в других – даже пятиклассник, и не все они будут интересны ребёнку в одном и том же возрасте).

6. Волков А. Цикл повестей об Изумрудном городе.

7. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»

8. Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина»

9. Житков Б. «Что я видел», «Рассказы о животных», «Про Пудю», «Как я ловил человечков», «Что бывало»

10.Заходер Б. «Стихи для детей»

11.Зощенко М. «Смешные истории», рассказы о Леле и Миньке

12.Крылов И. Басни, «Ворона и лисица» и «Мартышка и очки» в первую очередь.

13.Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика»

14.Козлов С. «Трям! Здравствуйте!»

15.Маршак С. «Детки в клетке»

16.Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

17.Михалков С. «Смех и слезы», «Зайка-зазнайка», «Дядя Стёпа» и другие стихи

18.Мориц Ю. Стихи для детей, «Букет котов»

19.Мошковская Э. Стихи для детей

20.Носов Н. Рассказы.

21.Паустовский К. «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Резиновая лодка», «Стальное колечко»

22.Петрушевская Л. Детские пьесы, Сказки.

23.Пляцковский М. «Приключения кузнечика Кузи», «Как утенок Крячик свою тень потерял»

24.Прокофьева С. «Лоскутик и облако», «Остров капитанов», «Приключения желтого чемоданчика», «Астрель, принцесса сумерки», «Оставь окно открытым», «Машины сказки»

25.Пушкин А.С. Сказки

26.Сапгир Г. Стихи для детей

27.Сладков Н. «Сказки леса»

28.Собакин Т. Стихи и сказки

29.Степанов В.А. стихи (на выбор)

30.Сутеев В. «Петя и Красная шапочка» и другие сказки

31.Токмакова И. Стихи для детей

32.Усачев А. «Живая книга», «Мы играли в Паповоз» и другие стихи, «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек»

33.Успенский Э. «Чебурашка и Крокодил Гена», «Дядя Федор, пес и кот», «25 профессий Маши Филиппенко», «Гарантийные человечки», «Про мальчика Яшу», «Про Веру и Анфису» стихи для детей

34.Цыферов Г. Сказки

Что читать детям? Какие основные направления литературы помогут малышу в развитии?

Художественная литература (классика) больше подойдёт детям постарше. Чтение таких книг всегда полезно и обязательно поможет ребёнку в школе и ВУЗе.

Сказки. Выбирайте сказки только с добрым сюжетом. К сожалению, многие сказки очень похожи на фильмы ужасов. Такое чтение не только способно ухудшить сон малыша, но и является некой «инструкцией» для преступлений.

Познавательные книги. Здесь выбор огромен. Малышу можно читать о животных, птицах, ремёслах, явлениях и так далее. Таким образом отлично расширяется кругозор ребёнка.

Духовная литература. Существуют детские книги, с которых можно начинать знакомство ребёнка с религией. Главное, не заставлять малыша слушать, если ему не нравится.