Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

6 января – 110 со дня рождения Х. Ф. Ахметова (1914-1993), башкирского композитора

06.01.2024

Композитор, музыкальный и общественный деятель, собиратель и редактор произведений устного народного творчества и составитель многочисленных сборников песен Хусаин Файзуллович АХМЕТОВ – автор более 300 песен, 18 баллад и опер, 4 поэм и других произведений.
Легендарная личность деревни Чингизово, знаменитость, гордость и культурное достояние республики, он много сделал для башкирской культуры своим музыкальным творчеством.
6 января уважаемому земляку исполнилось бы 95 лет. Его жизнь послужила образцом для написания многих книг, в основном, музыковедами.
Но хотелось бы в связи с этим соотнести некоторые исторические факты и отдать дань уважения людям, которые помогали расти уникальному таланту, ведь звезды кто-то зажигает. А потом они многиемногие годы светят ярким светом людям.
Очень непросто было в семье Хусаина, где он был шестым ребенком из девяти. Бог одарил Хусаина красивой, широкой, складной фигурой, нежной, чувственно тонкой душой, мелодичным, мягким, проникновенным голосом и сильным, целеустремленным духом.
В 1917 году умер его отец. Конечно, в семье без отца ребятам рано пришлось познать труд, и традиционно работали у более зажиточных соседей, другой работы в деревнях просто не было. В книгах упоминается имя Асат-бая, но ведь это Асат Кужакаев, который в 1924 году, когда Хусаин стал работать, был начальником сплавной конторы «Башгортреста » на реке Большой Кизил и занимался заготовкой леса для Баймакского медеплавильного завода и района. И, конечно, многие из его земляков-чингизовцев работали в этой системе, так как прокормить семьи в голодные годы на селе не всегда было под силу.
С 10 лет Хусаин вместе со старшими братьями работал на лесосплаве. Его – маленького и худенького – брали туда не столько из-за работы, сколько из-за умения петь башкирские народные песни. «Хусаина из Чингизова» знала вся округа. Несмотря на тяготы и сложность труда лесосплавщика, парнишке нравилась такая жизнь – среди природы, работа, требующая ловкости и отваги, преодоления самого себя. Шалаш на плоту стал для него домом, а сам плот – сценой. И праздник в конце пути, когда люди национальными танцами, песнями и играми отмечали окончание еще одного этапа своего нелегкого пути. Назад, как правило, возвращались пешком.
Именно тогда и закладывалась в Хусаине Файзулловиче Ахметове поразительная выносливость – физическая и духовная, позволившая перенести впоследствии все невзгоды. Годы спустя композитор, вспоминая выдающихся народных певцов, у которых перенимал традиции народного пения, напишет следующее: «Файзи Бурангулов покорял красотой тембра, высоким художественным вкусом и вдохновенностью исполнения. Своеобразной была его манера пения: он никогда не пел в присут присутствии людей, он пел, лежа в телеге, в своем дворе в тихие, безветренные, теплые вечера. И когда выдавался ясный, безоблачный день, жители деревни старались вернуться к закату солнца, чтобы незаметно для певца послушать его пение. Именно у него я учился художественному пению и восприятию красоты вообще».
Творческое начало в юноше-певце было настолько сильно, что невольно заставляло его точно заново пересоздавать песню, внося в нее свои эмоциональные оттенки, те или иные смысловые акценты. Конечно, все это делалось интуитивно, однако постепенно складывался тот опыт, который позволил впоследствии Ахметову- композитору безошибочно ощущать драматургию каждой задуманной им вокальной миниатюры.
В 1930 году Хусаин с другом отправился в г. Баймак, в горно-промышленный техникум. В 16 лет Хусаин стал учащимся механического отделения, чтобы получить профессию токаря, и сразу – лучшим учеником, а вскоре и единственным, кто мог сделать детали повышенной точности. И всюду продолжал петь! Мелодии превращались во вдохновенную импровизацию, украшались мелодическим узором. Первым, кто заговорил о необходимости музыкального образования, был секретарь Баймакского райкома ВКП(б) Сагит Мифтахов. А потом двоюродный брат Галлям Валеев (известный первостроитель метрополитена в Москве) в 1931 году берёт его с собой в Казань, чтобы устроить в музыкальный техникум. Но обстоятельства заставляют его срочно уехать в Москву, а Хусаин подает документы в первый попавшийся техникум – физкультурный.
Но судьба благоволила ему. Он как всегда пел, грустя о неудаче. На голос зашел, как потом оказалось, земляк из Баймака Зиннур Искужин, студент Восточнопедагогического института. Он проявил искреннюю заботу и помог Хусаину перевестись в музыкальный техникум. Учеба в Казани для провинциального юноши была хорошей стартовой площадкой. Летом 1932 года он приезжает в Москву. В это время в Московской консерватории имени Чайковского идет набор в башкирскую национальную оперную студию.
Из 50 претендентов были приняты и учились в 1932-38 гг. двадцать, а закончили девять человек. После вступительных экзаменов они выехали в Уфу. После встречи с руководителями Башкортостана и нескольких концертов в городе, студийцы вновь возвращаются в Москву. В голодный 1932 год Правительство республики нашло возможность отправить своих талантливых сыновей и дочерей на учебу в Москву, в лучшую в мире консерваторию. Голосистые от природы, но абсолютно неграмотные музыкально и полуграмотные вообще – сколько работы им предстояло, чтобы привести себя в «человеческий вид», подняться до профессионального уровня!
В годы учебы он знакомится с 18-летней Раузой Мухаметдиевой. Она родом из Узбекистана и к тому времени окончила первый курс Ташкентского финансово- экономического института. Необычайно эрудированная, с уникальными математическими способностями и исключительной памятью, обладая широким художественным кругозором, она много сделала для его становления, являясь для него верным другом и заботливой женой. Любовь к нему изменила всю ее жизнь. В 1937 году она поступает в Ленинградский государственный медицинский университет и всю жизнь посвящает медицине. Только благодаря заботам и лечению Раузы Фархатовны, Хусаин Файзуллович после перенесенных 10 инфарктов продолжал творческую деятельность.
Ее оценку композитор ценил более всего, обсуждая с ней все свои творческие планы. Позднее по возрасту знакомство с техникой игры на фортепиано и музыкальной грамотой создавало трудности в первые годы его композиторской деятельности, что вызвало критику его произведений как «примитивизм» и «подражание народным песням ». Но ведь именно в те годы самобытная музыкальная культура, основанная на устном фольклоре и мелодиях, обретала свою «письменность ». Именно тогда создавалась нотная азбука башкирских напевов, чтобы стать доступной и для других исполнителей. Ладовое мышление формировалось постепенно.
Но это же состояние вносило своё своеобразие в его произведения. Хусаин Файзуллович научился перекладывать народные мелодии для так полюбившегося ему хорового пения, чего вообще не было в национальной традиции. Постепенно освоив написание классической музыки, Хусаин Ахметов стал писать романсы, симфонии, концерты, оперы и балеты. И на это ушла жизнь, в которой с каждым днем возрастало его мастерство, диапазон возможностей и известность.
Из воспоминаний Х.Ф. Ахметова: «Когда началась война, меня как снайпера зачислили в истребительный батальон Краснопресненского района. Но к 3-му месяцу службы у меня обострился туберкулез и меня демобилизовали». Далее: «Мы не хотели покидать Москву, надеясь, что нас призовут на фронт. Но по состоянию здоровья мы были «белобилетниками»… Работа на радио, концерты в госпиталях и частях, разучивание новых песен с бойцами, сбор в поездках народного фольклора – заполнили его жизнь.
В 1945 году Х.Ф. Ахметов назначается художественным руководителем Башкирской государственной филармонии и руководит ею до 1974 года. Создание Союза композиторов БАССР (в 1948-1953 гг. он был его председателем) утвердило высокий уровень культуры в республике, но и наложило отпечаток зависимости от идеологической ситуации в стране на долгие годы, что ограничивало возможности самовыражения композиторов.
Да, внешне он был обласкан, награжден и в почете. Но, как и у многих, сколько невысказанных мыслей оставалось в душе, пряталось и замуровывалось. Шли годы «учебы приспосабливаться », чтобы выжить. И только мечтательные, бодрые, стремящиеся куда-то вдаль и ввысь башкирские песни помогали получать радость.
Его музыкальный авторитет был большим и весомым. Он мог высказаться откровенно в Минкульте, Союзе композиторов, обкоме партии, где его за это и не жаловали. Х.Ф. Ахметов с 1976 года руководил хоровым творчеством Башкортостана. Стал лауреатом Республиканской премии имени Салавата Юлаева. Ему присваивают звание «Заслуженный деятель искусств» РСФСР и БАССР (1974 г.).
За творческие успехи дважды награжден орденом «Знак Почета» (1949 г., 1954 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), удостоен званий народного артиста РСФСР и БАССР (1989 г.). Гордость за земляка как представителя нашей национальной культуры на мировом уровне, огромное желание слушать и петь его песни – вот, наверное, простая человеческая благодарность и память о великом сыне Башкортостана.