Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

7 марта – 100 лет со дня рождения Кобо Абэ (наст. имя Кимифуса Абэ) (1924-1993), японского писателя

07.03.2024

Один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве. Японский писатель Кобо Абэ прославился метафорическими романами “Женщина в песках”, “Человек-ящик” и “Чужое лицо”. Произведения автора, творившего во второй половине ХХ века, открыли западному читателю специфический мир литературы Страны восходящего солнца. Тексты японца нельзя назвать развлекательными: они обращены к ценителям интеллектуальной прозы и поднимают философские вопросы бытия человека в мире, поиска смысла существования и понимания самого себя.

Классик японской литературы родился в 1924 году на севере Токио, в районе Кита. На родном языке имя писателя звучит как Кимифуса, а Кобо – это произношение на китайский лад. Детство Абэ прошло в Поднебесной: в Мукдене провинции Манчжурия мальчик до 1940 года учился в школе. Отец ребенка занимался медициной в университете этого города. К японской культуре юноша по-настоящему стал приобщаться, когда вернулся в Токио, чтобы окончить среднюю школу Сэйдзё. Затем выпускник решает пойти по стопам отца и получить профессию врача в университете.

Можно сказать, что парень рос в мультикультурном пространстве: непосредственное влияние Китая, где он проживал, дополнялось воздействием мировой литературы, интерес к которой Кобо сохранил на всю жизнь. Наибольшее впечатление производила русская классика с ее “проклятыми вопросами” бытия и поисками смысла жизни. Критики неоднократно отмечали влияние, которое оказали на творчество японского автора Федор Достоевский и Николай Гоголь.

Проучившись в университете 3 года, молодой человек возвращается в Манчжурию и здесь в 1946-м застает смерть отца. Наступает тяжелый период, когда семья остается без кормильца, тем не менее будущий писатель восстанавливается в вузе и получает диплом врача в 1948-м. Однако по специальности Кобо Абэ не работает ни дня. Еще будучи студентом, юноша начинает творческую биографию, дебютировав сборником “Анонимные стихи”.

Взявшись писать философские стихи-воспоминания еще в юности, писатель чуть позже обращается к прозе. Причем берется не за рассказы, как большинство начинающих авторов, а сразу за роман. В 1947 году Кобо заканчивает книгу «Глиняные стены» – историю героя, который решается порвать все связи с обществом, однако в процессе странствия оказывается в плену. Уже здесь начинающий литератор поднимает сложные вопросы о том, что есть подлинная свобода и возможна ли она вообще.

Рукопись Абэ передал учителю из школы Сэйдзё, и тот, будучи глубоко впечатлен, способствовал публикации текста в литературных журналах. Позднее произведение опубликуют отдельным изданием под названием «Указатель в конце дороги». Получив первую порцию известности, молодой автор вступает в творческое объединение «Ночь», а в 1950-м создает собственное – «Век».

Следующей книгой прозаика становится «Стена», включающая несколько рассказов и повесть «Стена. Преступление S. Кармы», удостоенную престижной литературной премии Акутагавы. В этом раннем тексте уже ясно проявляются черты стиля писателя: он далек от реализма, его миры – это большие метафоры, помогающие осмыслить отчужденность человека от общества и глобальное одиночество личности в мире. Герой «Стены» волею случая лишается имени и после этого становится чужим окружающим, а затем и самому себе. В этой трансформации есть что-то напоминающее «Превращение» Франца Кафки.

В 1950-е годы Кобо Абэ пишет повести и пьесы, некоторые из них становятся театральными постановками и фильмами. По произведениям японца поставлен десяток кинолент, и самыми яркими считаются экранизации режиссера Хироси Тэсигахары. Постановщик берется за романы «Сожженная карта», «Чужое лицо», «Женщина в песках», последняя работа приносит 2 номинации на “Оскар”.

Вторым романом писателя стал «Четвертый ледниковый период», а с появлением в 1962 году «Женщины в песках» о Кобо Абэ стали говорить как о большом писателе с мировым именем. Герой книги, против воли посаженный в яму, чтобы спасать деревню от засыпающего песка, пытается бунтовать против системы. Здесь, с одной стороны, протест против государственной машины, для которого личность – лишь винтик в общем механизме, с другой – нежелание хоронить свою волю в рутине повседневности.

Покорность судьбе олицетворяет кроткая женщина, которая становится соседкой персонажа. Она показывает другой путь и другую философию жизни, которая влияет на эволюцию героя и на решение, которое тот принимает в финале. А в завязке романа типичная для автора история исчезновения, которая используется им и в последующих произведениях. Исчезновение как пограничное состояние, когда ты пропадаешь для привычного мира и появляешься в ином — одна из основных философских тем творчества. Другой становится противоборство жизни и смерти.

Служение людям противопоставлено эгоизму и желанию самоутвердиться в тексте «Чужое лицо», где герой, скрывая изуродованную кожу, теряет идентичность, затем самого себя и превращается в монстра. Роман открывает психологическую трилогию, куда вошли также «Сожженная карта» и «Человек-ящик». Персонажи Кобо Абэ живут в полуфантастическом мире, который не конфликтует с реальным, а сосуществует с ним параллельно. Пространство аллегорий позволяет раскрыть конфликт, в котором личность пытается преодолеть одиночество, не жертвуя при этом индивидуальностью.

Предпоследнее творение писателя – «Тайное свидание» – вышло в 1977 году. Завершает библиографию мастера роман «Вошедшие в ковчег». Японский классик написал всего с десяток произведений, но большинство из них вошло в сокровищницу мировой литературы.

О личной жизни прозаика известно немного. Сам писатель признавался, что чувствует себя одиночкой и не страдает от этого, отмечая, что все люди – сами по себе, только боятся в этом признаться. Возможно, поэтому у него не было близких друзей, жены и детей. Тема одиночества и изоляции личности в мире стала центральной в творчестве японца. Таким образом, говоря цитатой самого Кобо Абэ, «литература раскрывает лицо автора».

Кобо Абэ организовал экспериментальный театр, носящий его имя. Коллектив просуществовал около 10 лет и ставил пьесы, которые писал основатель. Гастроли труппы пользовались успехом по всему миру, а вот в Японии их творчество признавалось слишком авангардным.

Кругозор японца не ограничивался литературой и театром: он увлекался фотографией, классической музыкой и даже компьютерами, став одним из первых писателей, набиравших произведения на аппаратном текстовом процессоре. Кобо Абе умел играть на синтезаторе и даже писал на инструменте музыку для собственного театра.

Кобо Абэ нельзя было назвать публичным человеком. Несмотря на писательскую славу и всемирное признание, в последние годы автор продолжал вести уединенную жизнь на горном курорте Хаконэ.

В 1992 году мастера номинировали на Нобелевскую премию в области литературы, однако получил награду поэт Дерек Уолкотт с карибского острова Сент-Лусия. В декабре того же года, работая над сочинением, Кобо Абэ потерял сознание. С прозаиком случился инсульт, и он был доставлен в больницу с обширным кровоизлиянием. После возвращения из госпиталя состояние больного стало ухудшаться, и 22 января 1993 года у 68-летнего Кобо Абе останавливается сердце, что становится причиной смерти.

Кобо Абэ считается самым «европейским» среди японских писателей-современников. Его творчество, с одной стороны, основано на иероглифической модели мира Японии с ее замысловатостью и символичностью, с другой – подпитано наследием западной философии и культуры.