Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

25 февраля – 110 лет со дня рождения Аркадия Ильича Островского (1914-1967), русского композитора

25.02.2024

Аркадий (Авраам) Ильич Островский родился 25 (12) февраля 1914 года в Сызрани. Его отец, Илья Ильич, был настройщиком музыкальных инструментов, который и сам когда-то подавал надежды, как неплохой пианист, но, лишившись пальца, перестал выступать.

В 1927 г. семья переехала в Ленинград, где Аркадий учился в ФЗУ, а с 1930 г. в музыкальном техникуме. Работал пианистом-тапёром, выступал в концертных бригадах.

С 1940 по 1947 гг. Островский в качестве пианиста, аккордеониста и аранжировщика работал в джаз-оркестре Утёсова. В эти же годы им были написаны первые работы — песня-плакат «Гадам нет пощады», фантазия для трубы с оркестром (1942), фантазия «Салют» (1943), фантазия на темы военных песен, песни (1945) — «Я демобилизованный», «Сторонка родная».

Тематика произведений Островского складывается к середине 50-х гг. Наряду с песнями гражданственными, как правило «заказными» («Комсомольцы — беспокойные сердца», «Красная гвоздика», «Зори московские»), композитор с каждым годом писал все больше проникновенных лиричесеих песен.

Островский чутко уловливал возникшую новую интонацию. Мечта, оптимизм, надежда ощутимы в таких песнях, как: «Пусть всегда будет солнце» (Ошанин), «Лесорубы» (Танич), «Как провожают пароходы» (Ваншенкин), «Вокализ».

Новым словом песенной эстрады стали два «дворовых цикла». Они появились, по словам композитора, под прямым влиянием итальянских неореалистических фильмов. «Песни нашего двора» (1-й цикл, 1962, «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду»).

Это рассказы о первой юношеской любви. «Фон» этих новелл — двор, в котором бесконечно крутят пластинки, старики, стучащие костяшками домино, простые рабочие люди, обыденная жизнь, чувства людей. Наигрыши баяна и гитары. В 1965 г. появился 2-й цикл «Песен» («Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль»).

К лучшим песням Островского можно отнести также: «Старый парк» (Бахнов и Костюковский, 1954), «Мальчишки» (Шаферан, 1962), «Песня остаётся с человеком» (Островой, 1964), «Город спит», «Голос земли», «Песня любви» (все на стихи Ошанина, 1965), «Спят усталые игрушки» (Петрова, 1965), «Атомный век», «Лунный камень», «Круги на воде» (все на стихи Кашежевой, 1966), «Время» (Ошанин, 1966).

Песни Островского помогли раскрыть певческий талант таким замечательным исполнителям, как: Э.Хиль, И.Кобзон, М.Магомаев, М.Кристалинская, Э.Пьеха, Б.Кузнецов и Л.Полосин.

Творчество А.Островского — синтез качеств порой полярно противоположных. Однако композитор обладает даром делать лёгкой для понимания любую сложность. В кладовой его слуха множество танцевальных ритмов — от вальса до твиста, интонации романса, джаза, декламация, идущая от французского шансона.

В последние годы жизни Аркадий Островский болел. Трудно поверить, что именно в эти годы создавались столь яркие, полные солнечного света и оптимизма песни.

В сентябре 1967 г. в Сочи открылся первый фестиваль «Красная гвоздика», на который композитор получил приглашение. Но именно в это время 18 сентября 1967 г. Аркадия Ильича не стало.