Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

28 января – 160 лет со дня рождения Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927), русского скульптора

28.01.2024

Анна Семеновна Голубкина – выдающийся российский скульптор конца XIX- начала XX века. Родилась 16 января 1864 года в городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала учиться в Москву. Училась в Классах изящных искусств архитектора А.О. Гунста (1889–1890 гг.), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова, в училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (в 1894 году, класс В.А. Беклемишева). С 1895 года трижды подолгу жила в Париже, посещала занятия Академии Коларосси, музеи Лондона, изучала технологию обработки мрамора. С 1897 года пользовалась консультациями французского скульптора Огюста Родена. В 1899 году вернулась в Москву. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906 гг.), на Пречистенских рабочих курсах (1913–1916 гг.) и во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские) (1918—1922 гг.).
Автор знаменитых композиций «Старость», «Женская маска в блоке», рельефа «Пловец» над входом в Московский Художественный театр, портретов Л.Н. Толстого, А.М. Ремизова, В. Иванова, Андрея Белого, В.Ф. Эрна, А.Н. Толстого и др.
А.С. Голубкина – автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923 год).
Скульптурные произведения Анны Семеновны Голубкиной представлены в крупнейших музейных собраниях (Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский Музей, Музей Орсе и другие). Воспитанная в семье со строгим патриархальным укладом жизни, она сохранила целостность натуры, Голубкина достигла неимоверных вершин мастерства. Простота и чистосердечность, удивительная непосредственность определяли ее как человека и скульптора.
Благодаря устремленности к поиску истины, ей удалось постигнуть сложный мир души человека, обнаружить истинную форму выражения. В силу вышеуказанных качеств, Анна Семеновна считается одним из родоначальников в развитии отечественной скульптуры.
Вдумчивая, пытливая, остро воспринимающая действительность, Голубкина чувствовала, однако, не только страдания народа, но и его силу, нарастающую волну протеста, надвигающуюся революцию. Тема революции проходит через всё творчество скульптора. Ощущение просыпающийся могучей силы народной есть и в ученических работах, и в «Железном», и в «Идущем», и в такихсозданных позже произведениях, как «Раб», «Сидящий», и во многих портретах, и в горельефе, установленном на фасаде Московского Художественного театра.
Заказные портреты редки в ее творчестве. Заказчики чаще всего хотели получить изображение, льстившие их самолюбию, это было преградой для художницы – она не хотела чувствовать себя скованной, несвободной. В основном же Голубкина была свободна в выборе своих моделей, ей руководило творческое устремление.
Голубкина достигла величайшего мастерства в работе с глиной. Подобно послушному инструменту, глина в ее руках достигла беспредельное богатство звуков. Трепетные мазки составляют живут ткань образа.
Светлым мироощущением рожден и замысел статуи «Березка». Можно говорить только о замысле, так как образ только-только начинал вырисовываться в подготовительных эскизах. Окончательный свой вид он должен был получить в дереве. Голубкина приступила к этой работе, но внезапная смерть оборвала ее. Хрупкая девичья фигурка уподобляется молодому деревцу. Развевающиеся по ветру волосы и складки одежды трепещут подобно молодой нежной листве березки.
Портрет Толстого и «Березка» – последние произведения Голубкиной. Они говорят о неисчерпанных творческих возможностях художника, о ее глубоком, мудром постижении жизни, о высоком мастерстве и незаурядной энергии. Смерть оборвала творчество замечательного русского скульптора.
Образы, созданные Голубкиной – живое свидетельство эпохи, дающие возможность заглянуть в прошлое, почувствовать его.
Анна Семеновна Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в родном Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище. Сейчас в Зарайске находится музей А.С. Голубкиной, открытый в её доме. В 1999 году в музее установлен памятник Голубкиной (работа Ю. Ф. Иванова).