Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

26 января – 140 лет со дня рождения Вениамина Павловича Белкина (1884-1951), русского художника-иллюстратора

26.01.2024

Вениамин Павлович Белкин (1884-1951) — русский и советский художник, живописец, портретист, график, иллюстратор книг. Учился в школе А.П. Большакова в Москве (1904-1905) у В.Э. Борисова-Мусатова. В 1907–1909 годах продолжил образование в Академии «Ла Палетт» в Париже у Шарля Герена и Шарля Коттэ, посещал ателье Е.С. Кругликовой. Участник выставок объединений «Союз молодежи» (1911), «Мир искусства» (1915) и др.

Вениамин Павлович Белкин – представитель самого младшего поколения мирискусников, участник бурной артистической жизни столицы второго десятилетия двадцатого столетия. Странным образом имя этого замечательного художника сегодня оказалось почти забыто. Прожив долгую и богатую творческую жизнь, он словно померк на фоне судеб своих знаменитых современников. Круг его общения был чрезвычайно широк: писатели, критики, художники, поэты – Алексей Толстой и Александр Бенуа, Анна Остроумова-Лебедева и Константин Сомов, Михаил Кузмин и Федор Сологуб… Белкин состоял во многих художественных объединениях, был членом «Мира искусства», долгое время сотрудничал с журналами «Аполлон», «Лукоморье», «Сатирикон». Только для издательства «Academia» Белкин оформил около 80 книг. Он был художником, укоренившимся в культуре Петербурга: навсегда связал свою судьбу с этим городом, четверть века преподавал в Академии художеств, не покинул Ленинград и в годы блокады. Оказавшись в Петербурге в самом начале века, он был зачарован полнотой его художественной жизни. В 1910-е Белкин был не просто завсегдатаем «Бродячей собаки» – он участвовал в оформлении интерьеров кабаре, и его имя по праву звучало в знаменитом собачьем гимне:
И художники не зверски
Пишут стены и камин:
Тут и Белкин, и Мещерский,
И кубический Кульбин.

А в шуточном экспромте Алексея Толстого «Песнь про Веньку», в котором упоминаются имена «Гогена» Петрова-Водкина и Белкина, Веня Белкин гордо именовался петербургским «Ван Гогом»:
Он да Водкин – оба два,
Живы милые едва.
И без всяких перемен
Гог Ван Гог и Поль Гоген.

Вениамин Павлович Белкин родился 26 января 1884 года в городе Верхотурье Пермской губернии. Учился в школе А.П. Большакова в Москве (1904-1905) у В.Э. Борисова-Мусатова и одновременно посещал мастерскую художника М.И. Шестеркина. В 1907–1909 годах продолжил образование в Академии «Ла Палетт» в Париже у Шарля Герена и Шарля Коттэ. Здесь он посещает ателье Е.С. Кругликовой, один из центров русского искусства в Париже и знакомится с М.А. Волошиным, А.Н. Толстым и другими представителями творческой интеллигенции. Участник выставок с 1906 года («Союз молодежи», «Мир искусства» и др.).

В 1910-1920-е годы В.П. Белкин рисовал иллюстрации для художественного журнала «Аполлон» и сатирического «Сатирикона» (1909-1911), советского журнала «Красная панорама» (1928-1929), много работал для книжных издательств. Участник выставок объединений «Союз молодежи» (1911), «Мир искусства» (1915) и др.

В 1918 году к годовщине Октябрьской революции В.П. Белкин исполнил панно «Пегас» для Пушкинского сквера в Петрограде. В 1919-1921 годах работал над эскизами тарелок для Ленинградского Фарфорового завода (известны «Победа трудящихся», «Благословен труд свободный» (1920) и другие). Известны также две открытки с живописными работами художника, выпущенные «Общиной Св. Евгении».

Вениамин Павлович Белкин был дружен с Анной Ахматовой с начала 1910-х годов, что можно увидеть по рисункам, оставленным Белкиным в альбоме поэтессы. Пожалуй, первые известные свидетельства о работе над её портретом (тем, что выставлялся в июне 1924 на выставке «мирискусников») относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день писания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже по неизвестной причине художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за XV лет» в 1932 году. Экспертиза, проведённая специалистами Русского музея, позволяет утверждать, что и впоследствии он подвергался переработке автором, и, возможно, датой окончания работы можно считать 1941 год.

В 1910-х — 1920-х гг. В.П. Белкин иллюстрировал и оформлял книги для ленинградских издательств. В 1911 г. оформил вторую книгу стихов А.Н. Толстого «За синими реками». В 1919 г. исполнил рисунок к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Валерик» (Русский музей). В 1920 г. в серии «Народная библиотека» вышла повесть «Княжна Мери» с иллюстрациями Белкина: виньетка на обложке — «Плачущие амуры держат портрет княжны Мери», заставка — «Печорин и Грушницкий встречают Мери и её мать у источника» и иллюстрация на полную страницу — «Мери подаёт стакан Грушницкому». Местонахождение оригиналов неизвестно. В 1924 г. иллюстрировал роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, детские стихи «Кот сметанный рот» А.Н. Толстого, 1925 — «Смельчаки» К.И. Чуковского.

Образ Анны Ахматовой угадываются также в женских портретах, созданных художником при иллюстрировании поэмы Георгия Чулкова «Мария Гамильтон» (леди Гамильтон — атрибуция Р.Д. Тименчика) и первой части романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам» — «Сёстры» (одна из сестёр — атрибуция Ю.А. Молока).

Только для издательства «ACADEMIA» В.П. Белкин оформил и проиллюстрировал около 80 книг из библиотеки античной литературы, «Декамерон» Боккаччо в 2-х тт. (выдержал 4 издания, 1927-1931), «Три мушкетера» А. Дюма (4 издания, 1928-1936) и «Двадцать лет спустя» А. Дюма (3 издания, 1928-1937) и многие другие книги.