Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

19 января – 185 лет со дня рождения Поля Сезанна (1839-1906), французского художника

19.01.2024

Поль Сезанн – французский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Он родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс.

Полю Сезанну, в отличие от многих других живописцев, повезло: он был известен еще при жизни. Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. 3ато сегодня самые престижные аукционные дома стараются заполучить на продажу хотя бы его акварель. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, преклоняются перед даром гения. Он продолжает пребывать на вершине художественного олимпа. В рейтинге самых «ценных» мастеров художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога.

Знал бы Сезанн, в каком баснословном денежном эквиваленте оценивают потомки его талант! Ведь сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже).

Поль в детстве не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому языку, по математике. Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему литературному классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь.

В 1858 году Сезанн сдал экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль сделал это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Здесь Поль встретился с Камилем Писсарро. Известный импрессионист сильно повлиял на развитие Сезанна как художника. Однако это не привело к появлению у Сезанна интереса к свету и воздушной среде. Сезанн пошел своим, особым путем, продиктованным его личными особенностями. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Если импрессионисты искали бесчисленные варианты изменений, и временное, мгновенное в их работах занимало ведущее место, Сезанн искал вечное, то, что не подчиняется времени и остается всегда таким же.

Он был настоящим трудоголиком, посвятившим свою жизнь живописи. Он, как повествуют мемуары и биографии и как показывают его письма, был человеком замкнутым, крайне неуверенным в себе, вечно неудовлетворенным, полным переживаний, или, как мы говорим сегодня, комплексов.

Но как бы ни был закомплексован Сезанн, какие бы сомнения ни терзали его душу, на автопортретах он уверен в себе и значителен. Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 1873–1875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 1877–1880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности.

Меньше чем за месяц до смерти Поль Сезанн сказал: «Я поклялся умереть за работой, но не впадать в унизительное бессилие, которого так боятся старики». Судьба этого великого человека совершенно неповторима, словно соткана из противоречий и борьбы. Свою знаменитость Поль Сезанн даже не заметил, не обратил на нее внимания, а отраду и счастье видел только в одном – в творчестве…

Как повествует лучший биограф художника Анри Перрюшо, 15 октября 1906 года, после обеда, пользуясь небольшим прояснением погоды, Сезанн пешком отправился на этюды неподалеку от своей мастерской. Началась гроза. Не обращая внимания на дождь, Сезанн стал работать. Прошло несколько часов, дождь лил как из ведра. В промокшей одежде, дрожа от сырости, художник решил уйти. Под тяжестью мольберта и ящика с красками он с трудом передвигал ноги. И вдруг упал без сознания. В таком состоянии его обнаружил возчик прачечной и привез домой. А в ночь с 22 на 23 октября художник скончался от сильнейшего воспаления легких… Ему было 67 лет.

Его наследие составили более 800 картин, около 350 акварелей, где живопись перестает иллюстрировать действительность: она сама ею становится. Ведь картиной Сезанна можно любоваться, как драгоценностью, забывая, что на ней нарисовано. Присмотревшись к видам горы Сент-Виктуар, можно увидеть, как сетка мазков, лепящих форму, живет своей жизнью, сама по себе, вне сюжета, а зритель как завороженный следит за этой живой поверхностью.