Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

Вечно юный Питер Пэн

18.10.2023

В одном из живописных уголков Лондона, в старом парке, стоит статуя мальчика, играющего на флейте.

   Этому мальчику уже больше ста лет. Но время лишь прибавляет ему славы, оно не может состарить его ни на один день.

И дело не только в том, что бессмертные не стареют, – а этот мальчик бессмертен, как Том Сойер и Гек Финн, как Алиса, побывавшая в Стране Чудес, как Винни-Пух, как Золушка, – нет, у него есть особые причины не стариться. Он сам заявил о них в полный голос, едва появился на свет: Питер Пэн — это Мальчик, Который Решил не Расти. Не уходить из детства! Питер Пэн – главный герой знаменитой одноименной пьесы Джеймса Барри.

mw205574  Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 года в шотландской деревне Кирримьюир. Он был девятым из десяти детей ткача Дэвида Барри. Уже в раннем детстве мальчик играл в театр, придумывал истории, которые тут же и представлял вместе с друзьями, а «сценой» им служил маленький домик-прачечная напротив родительского дома. Кроме того, из книг, которые он позднее напишет, видно, что этот человек понимал язык птиц и хорошо знал обычаи фей. Возможно, он случайно задремал у подножия холма Кирри, что возвышался над городом, и феи, возвращаясь с ночного праздника, осыпали его волшебной пыльцой со своих крылышек…

Конечно, талант рассказчика он мог унаследовать от матери. Не зря же, наигравшись в саду и на улице, малыш больше всего любил вечерами сидеть у огня и слушать, как она поет старинные песни, баллады и рассказывает предания Кирримьюра и соседних горных долин. Много лет спустя Джеймс напишет о своей матери книгу, которую назовёт её именем — «Маргарет Огилви» (1896).

Да, его мать была великая мастерица рассказывать сказки и предания родных мест. Впрочем, своих детей она мечтала видеть людьми образованными. Учились дети хорошо. В библиотеке они брали книги для домашнего чтения, читали детские журналы, которые получали по подписке. Старший сын, Александр, с отличием окончил Абердинский университет. Но особенной гордостью матери был второй сын, Дэвид. Мало того, что он без труда учился, он был еще мальчиком необыкновенно красивым, сильным, мужественным. Несчастье обрушилось на семью неожиданно — как раз накануне своего четырнадцатилетия, катаясь на коньках, Дэвид упал, ударился головой о лед и умер. Мать обезумела от горя. Шестилетний Джеймс утешал ее, как мог, стараясь стать похожим на брата. Он рассказывал потом, как однажды вошел в темную спальню, где лежала в постели мать. «Это ты!» — закричала она. Но маленький Джеймс знал, кого она имеет в виду. «Нет, это не он, это я»,— с горечью ответил он. Как он ревновал к погибшему брату! И как в самом деле был не похож на него — низкорослый, неловкий, робкий. Постепенно Маргарет привыкла к мысли, что погибший мальчик уже не станет взрослым и, значит, никогда ее не покинет. Так образ ребенка, который остается вечно юным, неподвластным времени, вошел в сознание Барри.

a232e73a6fb6fb8c049df9e45e93b33e  Джеймс Мэтью рос в тени погибшего брата. Он с ужасом думал о том дне, когда ему придется идти в школу, где все дети бойкие, веселые и умеют играть в разные игры. Но, к его искреннему удивлению, в школе его сразу все полюбили — за его замечательные способности, скромность, за истории, которые он рассказывал. Он даже научился играть в футбол! А еще Барри с одноклассниками играли в пиратов. В школе тринадцатилетний Джеймс организовал драматический клуб, поставивший его первую пьесу «Банделеро-бандит». В эти годы он бредил путешествиями и приключениями, читал Жюля Верна, Фенимора Купера, «Коралловый остров» Р. М. Баллантайна и дешевые книги ужасов. Его кумиром на всю жизнь станет Р. Л. Стивенсон. Барри твердо решил стать писателем. С этим он и вернулся после школы домой. Мать заставила его окончить университет. Но и после университета он твердил свое: буду писателем!

В 1885 году Барри переезжает в Лондон. Здесь его ждал ошеломляющий успех благодаря очеркам, основанным на рассказах матери. Кирримуир, описанный в них, становится национальной достопримечательностью. Он никогда не забывал свой город и часто навещал его. Романы «Сентиментальный Томми» (1896) и «Томми и Гризел» (1900) рассказывали о подростке, а затем молодом человеке, не умеющем расстаться с детскими фантазиями. Там впервые появляется малыш, который потерялся и не хочет, чтобы его нашли. Книги пришлись по душе не только английским читателям, но и американцам, что дало возможность автору побывать за океаном.

Но не только новые книги приносят Барри международное признание. Столь же прочно утверждается он и в театре. Скоро имя Барри стало гарантией сценического успеха. Он стал известным, состоятельным человеком.

Но, несмотря на это, Барри по-прежнему был очень застенчив. С кем он сразу же находил общий язык, так это с детьми. Он нисколько их не идеализировал. К детям он подходил как к маленьким взрослым, а им это нравилось. Он чувствовал себя среди них как среди равных. Они его тоже считали «своим». Дочка одних его знакомых даже звала его так, как обычно взрослые зовут детей,— «дружочек». По-английски это будет «френдли», а поскольку девочка была совсем маленькая и не выговаривала нескольких звуков, у нее получалось «венди». Барри запомнил это тогда еще не существовавшее имя.

big 9d19455d5efb31961d26e3ae8b6dfa23  Джеймс Барри был уже известным драматургом, когда женился на актрисе, но детей у них не было. И вот однажды, гуляя со своим сенбернаром Портосом в Кенсингтонском саду, он познакомился с тремя мальчуганами, младший из которых ещё лежал в коляске, и с их няней. Потом он случайно оказался на званом обеде рядом с их матерью Сильвией Дэвис. Так началась дружба с семейством Ллевелин Дэвис, без которой не было бы главных книг писателя. Дэвисы жили рядом и, гуляя с детьми, Барри стал рассказывать им о разных обитателях Кенсингтонского сада: о птицах, о старом мудром вороне Соломоне и о странном мальчике, который улетел от своих родителей и жил в садах, дружил с феями и эльфами, играл им на свирели и ни за что на свете не хотел становиться взрослым. Эти рассказы сначала вошли в роман «Белая птичка» (1902), а потом издавались отдельно под названием «Питер Пэн в Кенсингтонских садах» (1906).

Сам Барри так и остался Мальчиком, обожающим свою мать и все время чувствующим, что между ними стоит незримая тень погибшего брата. Барри потом говорил, что у него нет ощущения, что он написал «Питера Пэна». Тот возник как-то сам собой. И не без участия юных братьев Дэвисов. Как ни фантастичен Питер Пэн, он герой невыдуманный.

 «Первую сцену — «Вечер. Детская в доме Дарлингов» — Барри набросал за день до рождения пятого ребенка Дэвисов. Это радостное событие окончательно подорвало материальное положение семьи, но и до этого оно было далеко не блестящим, так что им только и оставалось нанять в няньки собаку. В этот более чем скромный лондонский дом и прилетает тот Питер Пэн, которого потом узнали дети всех стран. Но еще раньше в Лондонском театре герцога Йоркского была поставлена пьеса о Питере Пэне. Барри очень боялся этой премьеры. Текст уточнялся до последнего дня. Барри сидел в театре с утра до ночи. На «прогоны» (репетиции, когда спектакль играется не по сценам, а уже целиком) с большой важностью являлись младшие Дэвисы. Они-то все здесь узнавали, даже собаку Нэну. Она как две капли воды напоминала собаку самого Барри! И папа был, хотя и очень смешной, но похожий, а капитан Крюк — совсем для них нестрашный.

В Нью-Йорке пьеса имела еще больший успех, чем в Лондоне. О ней очень высоко отозвался Марк Твен. Она сразу стала театральной классикой.

В семье Дэвис подрастало уже пятеро сыновей, когда заболел и умер их отец, а через три года — мать. Все заботы по воспитанию и образованию детей взял на себя Джеймс Барри, которого Сильвия называла «нашим волшебным принцем». Дети необыкновенно к нему привязались. Это, по сути дела, и была его семья.

peter-and-wendy-1  В 1911 году Барри пишет повесть «Питер Пэн и Вэнди», используя в основном текст пьесы «Питера Пэна».

Повесть о герое, который не желает расти, чтобы не стать одним из настоящих взрослых,— кто еще создал такого героя?!

Открыв новую страницу в истории детской литературы, Барри на этом не успокоился. Он сам поставил памятник своему герою, не дожидаясь, когда это сделают благодарные потомки. Ясным майским утром 1912 года на поляне в Кенсингтонском саду возникла статуя, изображающая Питера Пэна, играющего на свирели. Как она появилась в запертом на ночь парке, без ведома бдительных сторожей, не мог понять никто. Люди в парке удивлялись и радовались. Парламент заявил протест, но к нему никто не прислушался, и памятник стоит на том же месте до сих пор.

В 1913 году сын ткача и внук каменщика стал сэром Джеймсом Барри, баронетом.

Через полгода после начала Первой мировой войны погиб старший из мальчиков, ушедший в армию добровольцем. В битве на Сомме убили родного племянника Барри. Его любимец Майкл Дэвис, студент Оксфорда, утонул, не дожив до двадцати одного года. По свидетельству родственника, писатель «был раздавлен этими потерями». Но он продолжал работать. Его пьесы шли в театрах, герои книг оживали на киноэкране. Доходы от изданий и постановок «Питера Пэна» Барри завещал лондонской детской больнице на Грейт-Ормонд стрит.

   Умер Барри в Лондоне 19 июня 1937 года.

Но каждый год на Рождество в театрах Англии, Америки и других стран на сцену влетает Питер Пэн, неся с собой тревогу, ожидание чуда, юность и радость.

Мальчик, который не хотел взрослеть

101132256 Peter Pan London  Питер Пэн, тот самый мальчик, который не хотел взрослеть, на самом деле живет не только в Англии, но и в стране Нетинебудет. Странное название, не правда ли? Как можно жить в стране, которой нет и не будет? Оказывается, можно, потому что придумал ее не кто-нибудь, а Питер Пэн. Питер Пэн, умеющий парить в небе и преодолевать большие расстояния: от действительности к мечте, от Кенсингтонского парка в Лондоне до острова Нетинебудет.

Однажды он улетел из дома за своей мечтой, а когда захотел вернуться, окно оказалось закрытым, и он навсегда остался на острове. Питер не очень грустит об этом: так уж ему хочется вечно оставаться ребенком, играть и не быть похожим на скучных взрослых, особенно тех, кто не умеет рассказывать сказки и играть в пиратов, не желает путешествовать по джунглям и переживать опасности и приключения. Он населил воображаемый остров мальчишками и пиратами, крокодилами и индейцами, а сам всегда выступает в роли благородного героя, отстаивая честные правила не только в игре, но и в жизни.

Да, Питер – неутомимый проказник и фантазер, которого обычно сопровождает фея Динь-Динь. Летящая Динь-Динь выглядит как яркая золотистая точка, вместо человеческого голоса у нее — звон колокольчика. Как и все феи, Динь может умереть, если близкие люди перестанут верить в фей. Характер у Динь-Динь подчас бывает мстительный и злобный, но она настоящая подруга и помощница Питера Пэна.

  Питеру, хотя он и обижен на взрослых, очень хотелось, чтобы у него была мама. Мама нужна была всем мальчишкам. Кто, как не мама, расскажет на ночь сказку, подоткнет под бочок одеяло, заштопает дыры на коленках, пришьет карман, чтобы туда можно было положить ребячьи сокровища? Вот Питер и нашел добрую девочку Венди, согласившуюся полететь на остров вместе со своими братьями. И Венди так старательно исполняла роль мамы, что даже ее братья стали забывать о настоящей. А остальные-то и вовсе не помнили своих. Это очень огорчало Венди, которая знала наверняка, что настоящую маму никто не может заменить. И потому она заставляла всех мальчишек на острове вспоминать, какие у их мам глаза и волосы, как они смеются и как любят своих детей даже тогда, когда сердятся на них.

Венди и ее братья переживают множество необыкновенных приключений на острове и после победы Питера над пиратами возвращаются домой.

  Только Венди не забыла детство и сказки. Она отпускает свою дочку на остров Нетинебудет вместе с вечным мальчиком Питером Пэном. Наверное, Барри очень хотелось бы, чтобы все взрослые были похожи на Венди и улыбались доброй улыбкой, когда их дети отправляются в мир фантазии.