logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры межпоселенческая центральная библиотека им. Ф.Н.Баишева муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
МАЙГАЗИНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Режим работы

09:00 - 17:00
Перерыв: 13:00 - 14:00
Выходной: ВС,ПН

Александр Беляев «Звезда КЭЦ»

22.10.2021

85 лет назад был написан и издан роман знаменитого советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева «Звезда КЭЦ».

Эта книга является одним из первых произведений советской фантастики об освоении космоса. Роман был написан и напечатан в 1936 году в журнале «Вокруг света». В произведении автор популяризировал идеи пионера ракетостроения Константина Эдуардовича Циолковского, чьим почитателем являлся. В романе нашла отражение главная идея, занимавшая К.Э. Циолковского всю жизнь, — идея освоения просторов солнечной системы, использования ее богатств, таких как энергия Солнца, малые планеты-астероиды.

Советский ученый К. Э. Циолковский

«Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию, в два миллиарда раз большую, чем та, которую имеет человечество на Земле, — писал ученый, —…Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Первые шаги на пути из «колыбели», начало космической эры человеческой истории и показал Александр Романович в научно-фантастическом романе «Звезда КЭЦ». Но, роман не только построен на идеях и научных гипотезах Циолковского, в произведении прописан образ великого ученого. Это профессор Тюрин — «дед»«сердитый добряк», «редька с медом», «старый астроном-философ».

Обложка журнала «Вокруг света» 1936 г.                Писатель А. Р. Беляев

Роман написан в форме путевых записей главного героя — молодого биолога Леонида Артемьева, который совершает путешествие на «звезду КЭЦ», внеземную станцию. Но сначала путь его лежит на Памир, куда он добирается на самых быстроходных видах транспорта будущего. Это реактивный вагон без колес на воздушной подушке и реактивный стратоплан — тоже детище Циолковского. Затем — короткий рейс на ракете, связывающий станцию с Землей. Писатель рассказывает о том, как живут и работают люди на небесной станции, какие возможности открылись перед учеными разных специальностей. Со станции отправляется ракета в лунный рейс.

Иллюстрации к роману «Звезда КЭЦ»  С. Забалуева

Своеобразно представил Беляев картины лунного мира, увиденного путешественниками. Луна не мертва — на ней найдены примитивные растения и не однотонная, не черно-белая. На ней разными цветами сияют минералы, светящиеся под действием солнечных лучей. В заключительных главах романа автор рисует широкую картину освоения солнечной системы, когда обитатели «звезды КЭЦ» встречаются на своем празднике друг с другом и обмениваются впечатлениями. Из их рассказов вырисовываются контуры преображенного человеком космоса.

Иллюстрации к роману «Звезда КЭЦ»  С. Забалуева

Александр Беляев, первый советский писатель, целиком посвятивший свое творчество научно-фантастической литературе, дал читателем целую библиотеку увлекательных книг. Они захватывают своей романтикой, заставляют с напряженным вниманием следить за развитием сюжета. В них легко и увлекательно раскрываются горизонты науки, пути ее далеких поисков.

У писателя до сих пор широчайшая и благодарная читательская аудитория. Его произведения переиздаются огромными тиражами, переводятся на иностранные языки. Книги Александра Романовича выдержали самое беспристрастное испытание — испытание временем.